Logo
ТрансТехСервис
Официальный дилер
Модели
Покупка
Сервис
О компании
ŠKODA FAMILY

Позвонить нам

Logo
ТрансТехСервис
Официальный дилер
Модели
Покупка
Сервис
О компании
ŠKODA FAMILY
Меню
Logo
ТрансТехСервис
Официальный дилер
Модели
Покупка
Сервис
О компании
ŠKODA FAMILY
11.09.2020
50 ЛЕТ МОДЕЛИ 110 R: ПОЛВЕКА НАЗАД ŠKODA ПРЕДСТАВИЛА СВОЕ ЛЕГЕНДАРНОЕ СПОРТИВНОЕ КУПЕ
50 лет назад дебютировал ŠKODA 110 R, один самых элегантных чешских спортивных автомобилей
Заднеприводное купе производилось на заводе в городе Квасины с 1970 по 1980 год
Построенные на базе 110 R легендарные гоночные модели ŠKODA 180 RS, 200 RS и 130 RS вписали свои имена в историю мирового автоспорта
Млада-Болеслав, 11 сентября 2020 г. – 50 лет назад на торгово-промышленной ярмарке в чешском городе Брно был представлен легендарный ŠKODA 110 R. Элегантное спортивное заднемоторное купе пользовалось большим спросом и стало основой для знаменитых раллийных и кольцевых гоночных автомобилей чешского бренда. Помимо прототипов ŠKODA 180 RS и 200 RS, на платформе 110 R базировалась модель ŠKODA 130 RS, которая за свою скорость и управляемость получила прозвище «Porsche из Восточной Европы».
Вместе со своим 125-летним юбилеем в 2020 году ŠKODA AUTO отмечает еще несколько важных круглых дат своих легендарных моделей, которые сыграли огромную роль в истории чешского бренда. Одной из них был автомобиль ŠKODA 110 R – динамичное спортивное купе, которое появилось в модельном ряду компании в начале 1970-х.
В 1964 году ŠKODA начала производство седана 1000 MB. Этот автомобиль, имевший несущий кузов, заднемоторную компоновку и задний привод, ознаменовал собой начало новой технологической эры для чешского бренда. Для выпуска новой модели ŠKODA осуществила масштабные инвестиции в современные производственные мощности и вскоре полностью сосредоточилась на производстве 1000 MB из-за огромного спроса внутри страны и за рубежом. При этом высоким оставался спрос на спортивные автомобили, особенно в странах Западной Европы. В ответ на пожелания клиентов ŠKODA приступила к разработке новой спортивной модели, которая была призвана изменить представление об имидже чешского бренда, даже несмотря на небольшой запланированный тираж и нишевое позиционирование на рынке. В то время уже полным ходом шла разработка моделей ŠKODA 100/110 L – они должны были стать преемниками седана 1000 MB и получить, в числе прочего, усовершенствованную конструкцию кузова, передние дисковые тормоза и другое оборудование, улучшающее управляемость и безопасность. Одновременно с ними и началось создание двухдверных купе ŠKODA 110 R.
Создание первых прототипов и испытания на территории ГДР
Разработка модели 110 R, получившей в Чехии прозвище «Эрка», началась в 1966 году и уже в марте 1968 года из ворот завода ŠKODA в Квасинах выехал первый прототип под кодовым названием Š 718 K. Кузов купе отличался от седана не только элегантно ниспадающей линией крыши, но и большим углом наклона ветрового стекла, а также безрамочной конструкцией дверей. Во время испытаний, которые проходили в том числе на дорогах Восточной Германии, в ГДР, автомобиль развивал максимальную скорость 145 км/ч. Второй прототип, оснащенный двухкамерным карбюратором, был готов в марте 1969 года.
Презентация на международных автосалонах и старт производства
Первый открытый показ модели 110 R прошел 5 сентября 1970 года на торговой выставке в Брно – на стенде ŠKODA было представлено сразу три экземпляра новой модели. А успех спортивного купе на экспортных рынках был заложен на автосалонах в Париже, Лондоне и Турине, которые последовательно прошли в октябре 1970 года. Спрос на 110 R резко вырос, однако ŠKODA не смогла столь же быстро нарастить объемы производства. К концу 1970 года был выпущен всего 121 экземпляр новой модели, а поставки на экспортные рынки начались только во втором квартале 1971 года. После этого чешский бренд сконцентрировал свои усилия именно на зарубежных продажах: из порядка 3 000 автомобилей, произведенных в 1971 году, только 442 было продано через дилера Mototechna, который тогда являлся монопольным дистрибьютором ŠKODA в Чехословакии. Стоимость модели 110 R составляла внушительные 78 000 крон, что на тот момент равнялось примерно 40 средним зарплатам.
Низкая масса и отличное сцепление с дорогой гарантировало удовольствие за рулем
110 R отличался компактными габаритами: при длине 4 155 мм, ширине 1 620 мм и высоте 1 340 мм колесная база составляла 2 400 мм. Оснащенный масляным радиатором и двухкамерным карбюратором четырехцилиндровый рядный двигатель при рабочем объеме 1 107 см3 и степени сжатия 9,5:1 развивал мощность 52 л.с. (38 кВт), а масса автомобиля составляла всего 880 кг – купе получилось весьма динамичным для своего времени. Блок цилиндров, а также корпус четырехступенчатой коробки передач располагались за задней осью и были изготовлены из литого алюминия по запатентованной ŠKODA технологии. С радиальными шинами размерности 165 SR 14 купе 110 R развивало 145 км/ч, а разгон с места до 100 км/ч занимал 19 сек. Тормозная система с двумя контурами, дисковыми механизмами на передних колесах и барабанными на задних обеспечивала надежное и легко контролируемое замедление. Сами тормоза изготавливались в ŠKODA по лицензии английской компании Dunlop. Поскольку развесовка автомобиля составляла 43:57 в пользу задних колес, купе имело отличное сцепление ведущих колес с дорогой. Средний расход топлива равнялся 8,5 л на 100 км, а объем топливного бака, который, кстати, был спереди – 32 л. Под передним капотом у 110 R располагался багажник объемом 250 л; кроме того, позади сидений было еще одно место для багажа объемом 120 л с быстрым доступом из салона.
Салон, оснащенный удобными решениями, и рулевое колесо с двумя спицами
Передняя панель с пятью круглыми приборами изначально была выполнена из дерева, а позже сменилась черной матовой отделкой. За рулевым колесом перед глазами водителя располагался крупный тахометр с красной зоной, начинающейся с 5 750 об/мин, и рядом спидометр такого же размера. Еще три прибора поменьше находились по центру передней панели: слева направо на ней были размещены индикатор давления масла, указатель температуры охлаждающей жидкости и указатель уровня топлива. Рулевое колесо имело две перфорированные металлические спицы, которые сходились к ступице с надписью ŠKODA в центре. Базовое оснащение 110 R включало передние анатомические кресла, которые при складывании открывали доступ к двум сиденьям второго ряда (автомобиль был сделан по схеме 2+2).
За более чем десять лет своего выпуска с 1970 по 1980 год, ŠKODA 110 R претерпела целый ряд небольших технических изменений, что с учетом постоянных обновлений внешности обеспечивало модели конкурентоспособность на протяжении всего жизненного цикла. С января 1973 года купе стало оснащаться четырьмя фарами спереди, две из которых усиливались небольшими противотуманными фарами. Передние сиденья были дополнены подголовниками, а 14-дюймовые колесные диски были заменены более маленькими с шинами размерностью 165 SR 13 с пластиковыми колпаками: именно в таком виде легендарное купе выпускалось вплоть до конца производства.
Высокий спрос на ŠKODA 110 R на экспортных рынках
Появление компактной спортивной модели ŠKODA вызвало немалый энтузиазм у автомобилистов по всему миру – 110 R пользовалась впечатляющим спросом за рубежом. В 1973 году 93% из примерно 6 000 произведенных автомобилей была поставлено на экспорт. На следующий год объем выпуска вырос до 7 500 экземпляров. Начиная с сентября 1972 года, ŠKODA начала производить версии с правым расположением руля – и уже спустя три года, 2 371 автомобиль (36%) от всего выпуска, был экспортирован в Великобританию. Модель 110 R поставлялась даже в такие страны, как Новая Зеландия, Кувейт и Никарагуа.
Гоночные модели на базе ŠKODA 110 R: начало эры спортивных успехов
Спрос на модель 110 R рос в том числе благодаря успехам моделей, построенных на базе 110 R, в ралли и шоссейно-кольцевых гонках. С 1973 года гонщики на ŠKODA начали выступать на модифицированных серийных автомобилях. Чуть позже чешский бренд представил гоночные 180 RS и два экземпляра 200 RS. Прототипы, создатели которых черпали вдохновение в серийных заднемоторных купе, дебютировали на ралли Barum в июне 1974 года. Эти гоночные модели имели двигатели с верхним расположением распределительных валов объемом до 2 л и пятиступенчатые механические коробки передач производства Porsche. Кроме того, на задней оси была новая подвеска с продольными рычагами, которая обеспечивала еще лучшую управляемость.
Весной 1975 года появилась легендарная модель ŠKODA 130 RS, которая стала одним из самых успешных гоночных и раллийных автомобилей конца 70-ых и начала 80-ых в классе до 1 300 см3. При ее создании инженеры слегка изменили структуру кузова 110 R и добавили прочный каркас безопасности. Крыша, наружные панели дверей и крышка багажника были сделаны из алюминия, а крылья и крышка капота изготовлялись из стеклопластика. Благодаря продуманной облегченной конструкции автомобиль весил всего 720 кг, что позитивно сказывалось на управляемости. Четырехцилиндровый двигатель объемом 1,3 л имел систему смазки с сухим картером и два двухкамерных карбюратора Weber – все это обеспечивало мощностью 130 л.с. (96 кВт). Гоночная версия ŠKODA 130 RS могла разогнаться до 220 км/ч. Модель, быстро получившая прозвище «Porsche из Восточной Европы», в 1981 году выиграла «Кубок производителей» в чемпионате Европы по шоссейно-кольцевым гонкам (European Touring Car Championship). А победный «дубль» на ралли Монте-Карло 1977 года сделал 130 RS одной из самых успешных гоночных моделей в своем классе.
До 1990 года модели GARDE и RAPID продолжали традицию купе ŠKODA
К 30 декабря 1980 года на заводе ŠKODA в городе Квасины было выпущено 57 085 экземпляров купе 110 R. Сохранившиеся до наших дней экземпляры сейчас высоко ценятся у коллекционеров и стабильно растут в цене. В сентябре 1981 года в Квасинах начался выпуск преемника 110 R – ŠKODA GARDE. Новая модель, базирующаяся на агрегатах седана ŠKODA 105/120, была разработана с учетом гоночного опыта: в частности, она получила более точное реечное рулевое управление. С весны 1982 года GARDE выпускалась на заводе BAZ в Братиславе. А с 1984 по 1990 года ŠKODA производила двухдверную модель RAPID. Этот автомобиль мог разогнаться до 150 км/ч и продолжил традиции чешских купе, начатую в 1970 году моделью 110 R. В максимальной комплектации ŠKODA RAPID оснащалась четырехцилиндровым двигателем объемом 1,3 л и пятиступенчатой коробкой передач.
Информация о марке, фотографии и видео доступны на российском медиа-сайте ŠKODA: http://press.skoda-avto.ru.